7 сентября в Доме кино состоялось открытие 6-го Московского фестиваля отечественного кино "Московская премьера". В программе фестиваля представлены участники ММКФ и "Кинотавра", а также новое независимое анимационное и авторское кино – те картины, которые уже успели полюбиться зрителям. Фильмы представлены в трех номинациях: "Великолепная семерка МК", "Наше новое детское кино" и "Артлиния".
- Чем же? Может быть, у вас есть какие-то пристрастия, которым не удовлетворяет современный кинематограф?
- Мне понравилось, что он очень медленный и немногословный, но о многом говорит. Он даже в каком-то смысле антиамериканский – если считать, что американские фильмы очень быстрые. В этом фильме ничего, казалось бы, не происходит – и это очень озадачивает и заинтриговывает.
- А вы не видели фильм "Шультес" Бакура Бакурадзе? Он представлен в "Артлинии" фестиваля. Он тоже длинный такой, немногословный.
- Если бы только в этом было достоинство фильма, наверное, не стоило бы о нем говорить. Пружина сюжета резко распрямляется. Показывается истинное лицо войны.
- Этим интересен конкретно этот фильм или весь кинематограф?
- Этот фильм можно поставить в ряд лучших антивоенных фильмов.
- В последнее время очень много фильмов на эту тематику.
- Дело не в жанре! Все жанры хороши, кроме скучного. Дело в том, что фильм хорош тем, что замечательно снят, и показывает, как быстро происходит эта вот перемена в человеке. Какой-то обыватель, средний человек, быстро может стать зверем, если на него надеть военную форму и поместить в ситуацию войны. Не бывает хороших войн и плохих – они все отвратительны. И не бывает стороны, которая была бы полностью чиста. Война погружает нас в жуткое свинство – и тех, кто защищает родину, и агрессоров. Мы сейчас слышим эти вот разговоры – те военные плохие, а эти военные хорошие. Но все превращаются в зверей. Кстати, фильм "Фландрия" в Каннах получил "Пальмовую ветвь".
- Вы такую печальную картину нарисовали. Есть ли у вас хоть какие-либо оптимистичные прогнозы?
- Добавлю светлых красок. Конечно, в России есть умные, авторитетные, самостоятельные люди – художники, поэты, писатели: Сакуров, Кира Муратова, Алексей Герман. Последний со своим упрямством перетирает такие канаты и веревки – и сын достоин своего отца. Все равно надежда остается. Конечно, мы видим, как даже без больших денег снимаются шедевры, так называемое малобюджетное кино – масштабы разные. Та же София Коппола с "Трудностями перевода" не за какие-то миллионы. Или Кира Муратова снимает "Настройщика" – за медные деньги, это видно. Но она это преодолела. Так что примеры есть, не все так безнадежно.
В то же время представительница жюри фестиваля бывшая вокалистка группы ВИА ГРА Надежда Грановская, считает иначе: "Судя по первому фильму ("Райские Птицы", фильм открытия – прим. Дней.Ру), от фестиваля можно ожидать только хорошего. Я думаю, важней всего, чтобы фильм был интересен молодежи, потому что взрослые и так имеют большой жизненный опыт и будут глубоко смотреть. А вот молодых следует приучать. Я оптимистично смотрю на все это, думаю, у нас прошел период застоя, который был после и во время дефолта, кино поднимается на новый уровень. Я жду разных фильмов: и ретро, и современных, но главное - глубоких.